
Российская e-commerce - отрасль с годовым оборотом 405 млрд рублей – наконец-то закрепила базовое для себя определение в ГОСТ.
Впервые в России на федеральном уровне появилось официальное определение
понятия "интернет-магазин". До этого онлайн-торговля - отрасль с
годовым оборотом 405 млрд рублей – жила без него.
20 ноября технический комитет ВНИИС (Всероссийский
научно-исследовательский институт сертификации) согласовал окончательную
редакцию ГОСТ "Торговля. Термины и определения". Планируется, что
стандарт вступит в силу с 1 июля 2014 г. В нем закреплено следующее
определение:
"Интернет-магазин – часть торгового предприятия /торговой организации
или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю
посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в
том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и
условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети
Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для
обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком,
по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
Итак, в определении есть 4 ключевых момента
* интернет-магазин - это не сам сайт, а бизнес или часть бизнеса;
*покупатель получает через сайт необходимую для покупки информацию;
* клиент имеет возможность известить продавца через Интернет о своем намерении сделать покупку;
* интернет-магазин (сам либо через подрядчика) обеспечивает доставку хотя бы до пункта самовывоза.
Формулировка была разработана Ассоциацией компаний розничной электронной
торговли (АКРЭТ), объединяющей представителей российской e-commerce.
АКРЭТ внесла и другие существенные поправки в ГОСТ. Наиболее важные из
них касаются определения "дистанционная торговля".
АКРЭТ не согласилась с попытками полностью отождествить понятия
"дистанционная торговля" и "интернет-торговля" (в таком случае любая
продажа любого интернет-магазина считалась бы дистанционной, т.е. на нее
распространялось бы действие Правил продажи товаров дистанционным
способом). В итоге в ГОСТ вошло определение, разработанное АКРЭТ:
Дистанционная торговля: форма торговли, осуществляемая на основании
ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара,
содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на интернет-сайтах,
либо представленным на фотоснимках или с использованием средств связи
(телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, электронная торговая
площадка и другие средства связи) или иными способами, исключающими
возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо
образцом товара до осуществления оплаты за товар. (курсив редакторский).
ГОСТ – не закон, но он дает общее определение, которое потом учитывается
при доработке уже существующих и разработке новых законов.
Работа над проектом ГОСТ заняла, по словам исполнительного директора
АКРЭТ Ивана Кургузова, чуть более года. В ней активно участвовали
российские интернет-магазины.
"Поправки в ГОСТ назрели давно и обсуждались в Подкомитете ТПП по
удаленной торговле еще с октября 2012 года. Однако в процессе обсуждения
выяснилось, что у разных представителей подкомитета разное мнение о
будущем интернет-торговли. Например, некоторые участники подкомитета
считали, что вся интернет-торговля по умолчанию дистанционная. В то
время, как по нашему мнению, интернет-продажа может быть дистанционной, а
может и не быть", - рассказывает Иван Кургузов.
Поэтому АКРЭТ начала разрабатывать свои собственные определения. Они
обсуждались внутри Ассоциации и с другими представителями e-commerce. А в
октябре на крупнейшей конференции "Электронная торговля" было
организовано открытое обсуждение со всей отраслью, в котором участвовали
и представители ВНИИС.
По его результатам эксперты АКРЭТ доработали определения и направили их
во ВНИИС. В итоге эти определения вошли в окончательный вариант ГОСТ.
"Мы надеемся, что принятие нового ГОСТ станет только первым шагом, -
отмечает Иван Кургузов. – Следующим логичным шагом будет привести в
соответствие стандарту Правила продажи товаров дистанционным способом.
Сейчас правила фактически дискриминируют онлайн-торговлю, т.к.
разрабатывали их давно и, в первую очередь, в расчете не на
интернет-магазины, а на другие виды удаленной торговли".
В АКРЭТ уже подготовили пакет поправок, которые планируется обсудить в Подкомитете ТПП по удаленной торговле.
Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) – отраслевой
союз интернет-магазинов. Его миссия - способствовать развитию
российского рынка интернет-торговли, увеличить долю добросовестных
продавцов, улучшить отношение к отрасли в обществе, СМИ и
государственных органах.
В состав АКРЭТ входят: Holodilnik.ru, "Альпиндустрия",
"Аудиомания","Баусервис", Mebelion.ru, Gretta.ru, Xcom-shop.ru,
"Климат-Мастер", Oborot.ru, Superpovar.ru, "Младенец.ru", "Тритон",
Apitcomp.ru, Fitnesspoint.ru, "Четыре сезона", Techport.ru, Gamepark.ru,
Nextgame.net, Deoshop.ru, Babysecret.ru. |